В пособии обобщен и систематизирован отечественный и зарубежный опыт в области преобразования предметно-пространственного компонента личностно-развивающей образовательной среды в школах и детских садах.
В пособии представлены методические рекомендации и примеры реновации, редизайна и трансформации пространств образовательных организаций в том числе с использованием механизмов соучаствующего проектирования. В пособии приводятся факты из исследований в области дизайна и психологии восприятия окружающей среды, уникальные примеры того, как с помощью довольно простых, но эффективных приемов можно изменить помещение образовательной организации, создать современное, комфортное и мобильное пространство. Все приведенные примеры и рекомендации, несомненно, вдохновят коллективы школ и детских садов и подвигнут их к переменам.
СОДЕРЖАНИЕ ПОСОБИЯ
Глава 1 посвящена современным тенденциям и подходам к формированию пространств образовательных организаций, приводится международный и российский опыт.
В главе 2 описан метод соучаствующего проектирования и основные положения социального и безопасного дизайна.
Глава 3 посвящена редизайну образовательных пространств, приведены отечественные и зарубежные практики оценивания образовательной среды, описаны рекомендации по цветовым и интерьерным решениям, вопросам организации временно личных пространств (мест уединения) и мест демонстрации творческих достижений. Особое внимание уделено особенностям проектирования образовательной среды в детских садах.
Глава 4 представляет собой подборку кейсов образовательных организаций – участниц Программы по развитию личностного потенциала, применивших для разработки ЛРОС методы соучаствующего проектирования и осуществившие редизайн своих пространств.
В качестве приложений приведены шаблоны инструментов, которые позволят самостоятельно осуществить проекты соучаствующего проектирования в ОО, а также действующая разрешительная документация, регламентирующая эксплуатацию зданий ОО:
- нормативные документы, регламентирующие эксплуатацию школьных зданий в РФ;
- шаблон Протокола наблюдения за учащимися/педагогами в пространстве школы;
- карта наблюдения «Физическое пространство школы»;
- применение методики SACERS для оценки образовательной среды.
Ознакомиться с полной версией пособия: в формате PDF (56 МБ) и в формате EPUB (12 МБ)
Пособие адресовано руководителям образовательных организаций, управленческой команде ОО, развивающей образовательное пространство школы или детского сада, а также педагогам, формирующим образовательную среду своего класса