Дошкольный возраст
Начальная школа
Средняя школа
Старшая школа

Новая среда: как менять образовательное пространство школ и детских садов

Директору ОО
Управленцу ОО
Новая среда : Как менять образовательное пространство школ и детских садов / Е. В. Иванова, И. А. Виноградова, Е. М. Барсукова. — М. : Альпина ПРО, 2022. — 188 с.
Перейти в каталог

В пособии обобщен и систематизирован отечественный и зарубежный опыт в области преобразования предметно-пространственного компонента личностно-развивающей образовательной среды в школах и детских садах.

В пособии представлены методические рекомендации и примеры реновации, редизайна и трансформации пространств образовательных организаций в том числе с использованием механизмов соучаствующего проектирования. В пособии приводятся факты из исследований в области дизайна и психологии восприятия окружающей среды, уникальные примеры того, как с помощью довольно простых, но эффективных приемов можно изменить помещение образовательной организации, создать современное, комфортное и мобильное пространство. Все приведенные примеры и рекомендации, несомненно, вдохновят коллективы школ и детских садов и подвигнут их к переменам.

Пособие состоит из 4 глав:

Глава 1 посвящена современным тенденциям и подходам к формированию пространств образовательных организаций, приводится международный и российский опыт.

В Главе 2 описан метод соучаствующего проектирования и основные положения социального и безопасного дизайна.

Глава 3 посвящена редизайну образовательных пространств, приведены отечественные и зарубежные практики оценивания образовательной среды, описаны рекомендации по цветовым и интерьерным решениям, вопросам организации временно личных пространств (мест уединения) и мест демонстрации творческих достижений. Особое внимание уделено особенностям проектирования образовательной среды в детских садах.

Глава 4 представляет собой подборку кейсов образовательных организаций – участниц Программы по развитию личностного потенциала, применивших для разработки ЛРОС методы соучаствующего проектирования и осуществившие редизайн своих пространств.

В качестве приложений приведены шаблоны инструментов, которые позволят самостоятельно осуществить проекты соучаствующего проектирования в ОО, а также действующая разрешительная документация, регламентирующая эксплуатацию зданий ОО:

·       Нормативные документы, регламентирующие эксплуатацию школьных зданий в РФ;

·       Шаблон Протокола наблюдения за учащимися/педагогами в пространстве школы;

·       Карта наблюдения «Физическое пространство школы»;

·       Применение методики SACERS для оценки образовательной среды.

Ознакомиться с полной версией пособия: в формате PDF (56 МБ) и в формате EPUB (12 МБ)

Пособие адресовано руководителям образовательных организаций, управленческой команде ОО, развивающей образовательное пространство школы или детского сада, а также педагогам, формирующим образовательную среду своего класса.

АВТОРЫ

Составители

ИВАНОВА Елена Владимировна, канд. психол. наук, доцент, руководитель Лаборатории образовательных инфраструктур НИИ УГО МГПУ

ВИНОГРАДОВА Ирина Анатольевна, канд. психол. наук, доцент

БАРСУКОВА Екатерина Михайловна