Про методологию

Методология Программы опирается на научную
концепцию личностного потенциала с использованием
инструментов социально-эмоционального
и когнитивного развития детей, а также
средового подхода в образовании.

О Программе

Программа по развитию личностного потенциала реализуется Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее» с 2018 года. Программа помогает формировать и развивать детям личное мастерство познания, созидания, преодоления: учит делать осознанный выбор, ставить и достигать цели, 
быть готовым к изменениям и испытаниям, управлять своими ресурсами, мышлением, эмоциями, поведением, взаимодействием с другими, брать на себя ответственность за свою жизнь.

Программа дает возможности для формирования индивидуальной траектории социализации каждого ребенка, его всестороннего развития с учетом имеющихся способностей и ресурсов на каждом возрастном этапе. Участие в Программе способствует обретению детьми психологического здоровья и благополучия, развитию личностной зрелости и гибкости, гармонизации отношений с педагогами, родителями, друзьями в условиях непрерывных быстрых изменений вокруг.

«Любое развитие, образование, обучение основывается на развитии не только и не столько познавательных, но в первую очередь личностных структур. Сейчас уже понятно, что просто “загрузка” содержания, контента в головы учеников механическим образом (то есть обретение знаний) не работает, если не сопровождается развитием личности».
Александр Асмолов
Председатель Экспертного совета Программы по развитию личностного потенциала Благотворительного фонда «Вклад в будущее», доктор психологических наук, профессор НИУ ВШЭ, заведующий международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации
Про образовательные решения

Программа предлагает комплексное решение для образовательных организаций (ОО) по сопровождению развития ребенка с 5 до 18 лет с учетом его возрастных особенностей и вовлекает в этот процесс ключевых участников: педагогов, родителей, управленцев, органы исполнительной власти в сфере образования, институты повышения квалификации и развития образования в регионах.

Разработанные прикладные решения восполняют дефицит инструментов по развитию актуальных для XXI века навыков и компетентностей.

Принципы создания образовательных решений
Просто передаются и открыты для последующего использования
Легко встраиваются в образовательную деятельность образовательного учреждения
Адаптированы под профессиональный уровень педагога, помогая ему расти
Содержат вариативные сценарии: контент может заменяться и достраиваться педагогами
Включают инструменты оценки продвижения учеников
Рассчитаны на всех участников образовательного процесса

Экспертиза

I.

Российская академия образования (РАО), 2020

2020 года Российская академия образования (РАО) провела психолого-педагогическую экспертизу методических материалов Программы и рекомендовала их к интеграции в систему дошкольного и общего образования и использованию в рамках развития личностного потенциала детей и подростков.

II.

Центр защиты прав и интересов детей Министерства просвещения РФ, 2020

Министерство просвещения РФ совместно Центром защиты прав и интересов детей, утвердило в 2021 году «Методические комплексы для психологического сопровождения обучающихся общеобразовательных организаций, в том числе программы развития социально-эмоциональных навыков учащихся» для работы педагогов-психологов в общеобразовательных школах РФ, в которые в качестве вариативного модуля включены УМК «Социально-эмоциональное развитие детей» и УМК «Развитие личностного потенциала подростков».

III.

ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» (РАО), 2021

ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» (РАО), разработчик примерной программы воспитания для школ, рекомендовал методики Программы для использования в практике деятельности общеобразовательных организаций в качестве практического инструмента решения государственных задач в сфере воспитания.

IV.

ФГБОУ ДО «Федеральный центр дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей» Министерства просвещения РФ, 2021

В декабре 2021 года Федеральный центр дополнительного образования провел профессиональную экспертизу УМК «Социально-эмоциональное развитие детей» и УМК «Развитие личностного потенциала подростков» и рекомендовал все методические материалы «...для внедрения в систему дополнительного образования, особенно в рамках социально-гуманитарной направленности, в том числе для организации воспитательной работы в общественных организациях по работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, в оздоровительных и пришкольных лагерях».

V.

ФГБОУ ВО РАНХиГС при Президенте РФ, 2022

В марте 2022 года ФГБОУ ВО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" осуществила рецензию УМК "Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста" и вынесло заключение о том, что данное издание разработано в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования. РАНХиГС рекомендует УМК "Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста" к использованию в системе дошкольного образования.

VI.

Агентство стратегических инициатив совместно с Министерством просвещения РФ, 2021

Методические материалы Программы включены Агентством стратегических инициатив и Министерством просвещения РФ в качестве лидирующих образовательных практик в «Навигатор Образования».

Структура каталога

В серию «Школа возможностей» в настоящий момент входят пять групп методических материалов и инструментов:
I.

Учебно-методический комплекс по социально-эмоциональному развитию детей и развитию личностного потенциала подростков

Комплекс разбит по возрастам и по темам. В обучении движение идет от социально-эмоционального развития в дошкольном и младшем школьном возрасте, создавая базу для последующего перехода, к развитию личностного потенциала в подростковом возрасте.

II.

Развитие личностного потенциала на занятиях (уроках)

Помогают педагогам интегрировать инструменты и приемы развития личностного потенциала в предметное преподавание, в том числе универсальные компетентности (4К). Подходы и инструменты дают новые способы организации урока, помогают проектировать задания нового типа.

III.

Инструменты для создания личностно-развивающей образовательной среды

Помогают педагогам и управленцам образовательных организаций в создании личностно-развивающей образовательной среды (ЛРОС); содержат инструменты для диагностики и проектирования трех ее компонентов (организационно-технологического, социального, пространственно-предметного), а также кейсы средовых решений.

IV.

Материалы для родителей и занятий в семье

Помогают вовлечь семью в воспитательный процесс, содержат просветительские материалы для родителей по социально-эмоциональному развитию детей и развитию личностного потенциала подростков, позволяют организовать семейный досуг с пользой для всех участников, способствуют гармонизации отношений в семье.

V.

Цифровые навыки/компетенции и финансовая грамотность

Готовые решения и сценарии, направленные на развитие цифровой и финансовой грамотности детей, являются способом развития инструментальных ресурсов личностного потенциала.