Методология Программы опирается на научную
концепцию личностного потенциала с использованием
инструментов социально-эмоционального
и когнитивного развития детей, а также
средового подхода в образовании.
Программа по развитию личностного потенциала реализуется Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее» с 2018 года. Программа помогает формировать и развивать детям личное мастерство познания, созидания, преодоления: учит делать осознанный выбор, ставить и достигать цели, быть готовым к изменениям и испытаниям, управлять своими ресурсами, мышлением, эмоциями, поведением, взаимодействием с другими, брать на себя ответственность за свою жизнь.
Программа дает возможности для формирования индивидуальной траектории социализации каждого ребенка, его всестороннего развития с учетом имеющихся способностей и ресурсов на каждом возрастном этапе. Участие в Программе способствует обретению детьми психологического здоровья и благополучия, развитию личностной зрелости и гибкости, гармонизации отношений с педагогами, родителями, друзьями в условиях непрерывных быстрых изменений вокруг.
Программа предлагает комплексное решение для образовательных организаций (ОО) по сопровождению развития ребенка с 5 до 18 лет с учетом его возрастных особенностей и вовлекает в этот процесс ключевых участников: педагогов, родителей, управленцев, органы исполнительной власти в сфере образования, институты повышения квалификации и развития образования в регионах.
Разработанные прикладные решения восполняют дефицит инструментов по развитию актуальных для XXI века навыков и компетентностей.
2020 года Российская академия образования (РАО) провела психолого-педагогическую экспертизу методических материалов Программы и рекомендовала их к интеграции в систему дошкольного и общего образования и использованию в рамках развития личностного потенциала детей и подростков.
Министерство просвещения РФ совместно Центром защиты прав и интересов детей, утвердило в 2021 году «Методические комплексы для психологического сопровождения обучающихся общеобразовательных организаций, в том числе программы развития социально-эмоциональных навыков учащихся» для работы педагогов-психологов в общеобразовательных школах РФ, в которые в качестве вариативного модуля включены УМК «Социально-эмоциональное развитие детей» и УМК «Развитие личностного потенциала подростков».
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» (РАО), разработчик примерной программы воспитания для школ, рекомендовал методики Программы для использования в практике деятельности общеобразовательных организаций в качестве практического инструмента решения государственных задач в сфере воспитания.
В декабре 2021 года Федеральный центр дополнительного образования провел профессиональную экспертизу УМК «Социально-эмоциональное развитие детей» и УМК «Развитие личностного потенциала подростков» и рекомендовал все методические материалы «...для внедрения в систему дополнительного образования, особенно в рамках социально-гуманитарной направленности, в том числе для организации воспитательной работы в общественных организациях по работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, в оздоровительных и пришкольных лагерях».
В марте 2022 года ФГБОУ ВО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" осуществила рецензию УМК "Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста" и вынесло заключение о том, что данное издание разработано в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования. РАНХиГС рекомендует УМК "Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста" к использованию в системе дошкольного образования.
Методические материалы Программы включены Агентством стратегических инициатив и Министерством просвещения РФ в качестве лидирующих образовательных практик в «Навигатор Образования».
Комплекс разбит по возрастам и по темам. В обучении движение идет от социально-эмоционального развития в дошкольном и младшем школьном возрасте, создавая базу для последующего перехода, к развитию личностного потенциала в подростковом возрасте.
Помогают педагогам интегрировать инструменты и приемы развития личностного потенциала в предметное преподавание, в том числе универсальные компетентности (4К). Подходы и инструменты дают новые способы организации урока, помогают проектировать задания нового типа.
Помогают педагогам и управленцам образовательных организаций в создании личностно-развивающей образовательной среды (ЛРОС); содержат инструменты для диагностики и проектирования трех ее компонентов (организационно-технологического, социального, пространственно-предметного), а также кейсы средовых решений.
Помогают вовлечь семью в воспитательный процесс, содержат просветительские материалы для родителей по социально-эмоциональному развитию детей и развитию личностного потенциала подростков, позволяют организовать семейный досуг с пользой для всех участников, способствуют гармонизации отношений в семье.
Готовые решения и сценарии, направленные на развитие цифровой и финансовой грамотности детей, являются способом развития инструментальных ресурсов личностного потенциала.